Meredith Monk - Book of Days (1990) “I work in between the cracks, where the voice starts dancing, where the body starts singing, where theater becomes cinema.” –Meredith Monk Мередит часто называют авангардным исполнителем. Для данной работы это не совсем подходящий термин, потому как сегодняшний альбом - это саундтрек к одноименному фильму, и рассказывать об альбоме нужно, не отрываясь от самого фильма, который можно назвать скорее медитативным, чем авангардным. Он не открывает ничего нового и не доказывает каких-то гипотез, а лишь повествует с точки зрения наблюдателя о тех вещах, которые либо замалчиваются, либо были изменены историей - отсюда и название - альтернатива для учебника истории или летописи. Историю нельзя назвать ни точной, ни нестрогой наукой. Мередит разворачивает повествование вокруг эмпирического и его эффекта на течение интерконтинентальных взаимоотношений. Таким образом, мы получаем Книгу Дней, марьяж музыки и движущихся образов, который покрывает такие широкие и в то же время взаимосвязанные темы как ядерный холокост, эсхатологические чудеса с присущим им трепетом и цикличная природа времени. Идея Book of Days пришла в голову этой удивительной женщины одним летним вечером 1984-го, когда она была охвачена черно-белым образом стоящей посередине средневековой улицы еврейской девочки, привидившейся Монк. Та же фигура станет локусом для практически всех узелков фильма, посреди которых девочка будет иметь свои видения, только для нее они - о губительном и жестоком будущем. Вскоре она встречается с сумасшедшей женщиной (которую сыграла сама Мередит) и обнаруживает в ней родственную душу в мире, стремящимся к самоистреблению. Саундтрек к фильму был позже переработан в стуийную версию, записанную с участием 12 голосов, синтезаторов, виолончели, волынки фортепиано и цимбалов. Музыка Book of Days также колеблется между прошлым и будущим, интрпретируя настоящее как угодно, но только не как нечто понимаемое и схватываемое. Эти темпоральные концепты соответствующим образом отражены в аранжировках каждой секции. Триптих монодий (“Early Morning Melody,” “Afternoon Melodies,” and “Eva’s Song”) символизирует движение солнца по небу - дихотомию света и тьмы. Далее эта атмосфера подчеркивается в воодушевленной колесной лирой "Dusk" и мягким вокальным плетением в "Evening". Кульминация хронологии наступает в учтивой и невесомой "Dream" - долгожданном, но кратковременном вздохе облегчения в преддверии надвигающейся угрозы армагеддона перед открывающей повествование "Dawn". Пять разбросанных отрывков, из которых состоит "Travellers", составляют время, словно диаспоры, каждая из которых являет собой ритмический псевдо-канон, состоящий из смычно-проходных согласных и гласных нижнего и средне-нижнего подъема. Нарочито инструментальный подход к человеческому голосу, воплощенный ансамблем, прекрасно приспосабливается к предмету обсуждения. В выборе воздерживаться от слов полностью Монк заглядывает гораздо глубже в пророческий и в то же время неясный внутренний мир ее музыки. Опираясь на зачаточные фонемы, такие как "na" и "la", Монк усложняет линейность произведенной ностальгии. Книга Дней старается редуцировать эту ностальгию до жидкого состояния и зачерпнуть столько, сколько возможно, прежде чем эта жидкость ичезнет из виду, просочившись сквозь те самые трещины, из которых рождается ее музыка. #minimalism #film_score #modern_classical